«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Финансы в экономике

Познакомиться с понятием и структурой финансово – кредитной системы нашей страны. Продолжить формирование умений и навыков работы с текстом учебника (иллюстрациями учебника, документом) Вызвать интерес учеников через рассказ учителя о банковской системе в РФ, а также об основных финансово-кредитных операциях

Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок 16-17

Тема: Финансы в экономике

Задачи урока Познакомиться с понятием и структурой финансово – кредитной системы нашей страны. Продолжить формирование умений и навыков работы с текстом учебника (иллюстрациями учебника, документом) Вызвать интерес учеников через рассказ учителя о банковской системе в РФ, а также об основных финансово-кредитных операциях

Оргмомент. Приветствие, проверка готовности к уроку.

Мотивация – В современном обществе, в условиях рыночной экономики все острее встает вопрос приобретения каких-либо необходимых товаров. Чаще всего сразу заплатить полную сумму за нужную нам вещь – невозможно, поэтому приходится брать кредит или долг. Зная и понимая данную тему можно разобраться где и как получить кредит, куда обратиться за помощью, откуда у банков берутся деньги для наших кредитов и чем это выгодно самому банку

Опрос д/з

На прошлом уроке мы изучали взаимосвязь экономики и государства. Сейчас я проверю как вы усвоили этот материал.

Тест по теме «Экономика и государство»



А1

А2

А3

В1

В2

3

2

1

1, 4, 5

3









Новый материал

  1. Из предыдущего параграфа вы узнали о различных методах государственного регулирования рыночной экономики. Цель их использования государством – помочь экономике развиваться стабильно, без всяких кризисов. В структуре рыночных отношений и механизме их государственного регулирования огромную роль играют финансы.

Финансы – совокупность экономических отношений в процессе использования денежных средств. Это комплекс операций, с помощью которых распределяют денежные средства и осуществляют денежные расходы.

На современном рынке существует такая ситуация, когда одни предприятия имеют избыток денежных средств, другие – их недостаток. Помощь в получении необходимых денег, или в хранении и правильном использовании избыточных средств оказывают банки и другие финансовые институты. С этой целью в нашей стране была создана банковская система – совокупность действующих в стране банков и других кредитных учреждений, и организаций. Обратите внимание на схему (стр. 91). Как выглядит наша банковская система? Центральный банк в одних странах подчинен правительству, а в других независим, но везде имеет большое значение для функционирования рыночной экономики. В России – экономически независимый, может предлагать на рассмотрение парламенту законы.

Основные функции (Как вы думаете какие?):

  • Осуществление денежно-кредитной политики государства

  • Кредитование коммерческих банков

  • Обеспечение стабильной деятельности банковской и финансовой систем

  • Поддержание устойчивости национальной денежной единицы

  • Хранение запасов денежных средств и золота

Коммерческий банк – деловое, частное предприятие, организующее свой бизнес. Работают за счет банковской прибыли. – ставки по кредитам делают больше, чем выплачивают процент вкладчикам!!!! – принцип работы всех банков и кредитов = отсюда у банков и берутся постоянно деньги, идёт денежный оборот!

Историческая справка. Первые банки в нашей стране появились еще в середине 18 века. Главная цель – поддержание торговли и регулирование денежного обращения. Во второй половине 19 века появляются коммерческие банки. С этого момента банки занимают лидирующие позиции на финансовом рынке. Им больше доверяли, чаще вкладывали и брали в долг деньги у банков.

Традиционные операции коммерческого банка

Пассивные

Активные

Прием вкладов, получение кредитов от других банков, выпуск собственных акций

Предоставление кредитов

  1. Сейчас вы самостоятельно будите заполнять таблицу «Другие финансовые институты». Ваша задача – в течение 5-7 минут выполнить эту работу. По истечению времени мы проверим ее вместе с вами!

Финансовые институты

Функции

- финансово-кредитные учреждения



- пенсионный фонд



- инвестиционные компании



Страховые компании

Фондовые биржи

Межгосударственные финансово-кредитные институты

Накапливают средства и предоставляют тем, кто нуждается

Выплата пособий и пенсий для вносящих пенсионные взносы

Аккумулируют денежные средства через продажу собственных ценных бумаг

Оказывают страховые услуги

Продажа и покупка ценных бумаг

Финансирование и кредитование разных стран, содействие мировой торговле



  1. Россияне последние годы живут в ситуации, когда цены на товары и услуги постоянно повышаются. Изменяется не только цена товаров, но и ценность денег. На одно и то же количество денег мы можем покупать все меньше и меньше товаров. Чтобы поддерживать уровень жизни, людям требуется все больше денег. Государство идет на выпуск денег в обращение, то есть на расширение денежной массы. Это стимулирует спрос на товары и услуги, и как следствие, новый рост цен на них. В результате всего этого замкнутого круга и возникает инфляция. Запишите себе это понятие! Процесс обесценивания денег, который проявляется в виде долговременного повышения цен на товары и услуги. Что такое инфляция? Теперь еще раз проговорили друг другу в парах!

Инфляция проявляется в различных формах и видах. В течение 3 минут выпишите себе в тетрадь формы и виды инфляции со стр. 95 -96. Теперь давайте вместе проверим!

Ползучая, галопирующая (скачок), гиперинфляция (очень высокий темп роста цен), инфляция спроса (доходов много, товара мало), инфляция издержек

Закрепление

Сейчас в качестве закрепления вы будите работать с документом на странице 99. Ваша задача прочитать его в течение 3 минут и ответить на вопрос № 2. Таким образом мы потренируемся выполнять часть С в ЕГЭ!

Вопрос 2

Автор называет финансовых посредников между государством и гражданами. Охарактеризуйте их функции и роль в перераспределении денег.





Домашнее задание д/з - 8, чит, отвечать на вопросы

Подведение итогов

Вы меня сегодня... В начале урока я вам сказал, что вы должны запомнить некоторые вещи = давайте вместе вспомним, для этого сначала проговорим друг другу в парах:

  • Что такое финансы? (Это комплекс операций, с помощью которых распределяют денежные средства и осуществляют денежные расходы)

  • Как выглядит банковская система в нашей стране? (Центральный банк, коммерческие банки, другие финансово-кредитные учреждения)

  • Какие финансово-кредитные учреждения вы запомнили? (пенсионный фонд, инвестиционные компании, страховые компании, фондовые биржи)

  • Что такое инфляция? А какие формы и виды бывают?















































А1. Процесс реализации государственных экономических функций путем разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определенных целей

1) Экономический курс 2) Экономическая ориентация

3) Экономическая политика 4) Экономическое принуждение

А2. Товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах

1) Социальный пакет 2) Общественные блага 3) Базовый пакет 4) Экономические уступки

А3. К косвенному регулированию экономики со стороны государства относится

1) Монетарная политика 2) Рыночная экономика 3) Правовое регулирование 4) Социальное обеспечение населения

В1. Выберите наиболее общие экономические цели государства в рыночной экономике

1) Обеспечение экономического роста 2) Правовое регулирование экономики

3) Государственная фискальная политика 4) Создание условий экономической свободы

5) Обеспечение экономической безопасности и эффективности 6) Погашение государственного долга

В2. Что из перечисленного не относится к механизмам государственного регулирования рыночной экономики

1) Фискальная политика 2) Правовое регулирование 3) Расширение частного сектора

4) Монетарная политика 5) Использование преимущественно административных методов



А1. Процесс реализации государственных экономических функций путем разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определенных целей

1) Экономический курс 2) Экономическая ориентация

3) Экономическая политика 4) Экономическое принуждение

А2. Товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах

1) Социальный пакет 2) Общественные блага 3) Базовый пакет 4) Экономические уступки

А3. К косвенному регулированию экономики со стороны государства относится

1) Монетарная политика 2) Рыночная экономика 3) Правовое регулирование 4) Социальное обеспечение населения

В1. Выберите наиболее общие экономические цели государства в рыночной экономике

1) Обеспечение экономического роста 2) Правовое регулирование экономики

3) Государственная фискальная политика 4) Создание условий экономической свободы

5) Обеспечение экономической безопасности и эффективности 6) Погашение государственного долга

В2. Что из перечисленного не относится к механизмам государственного регулирования рыночной экономики

1) Фискальная политика 2) Правовое регулирование 3) Расширение частного сектора

4) Монетарная политика 5) Использование преимущественно административных методов



А1. Процесс реализации государственных экономических функций путем разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определенных целей

1) Экономический курс 2) Экономическая ориентация

3) Экономическая политика 4) Экономическое принуждение

А2. Товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах

1) Социальный пакет 2) Общественные блага 3) Базовый пакет 4) Экономические уступки

А3. К косвенному регулированию экономики со стороны государства относится

1) Монетарная политика 2) Рыночная экономика 3) Правовое регулирование 4) Социальное обеспечение населения

В1. Выберите наиболее общие экономические цели государства в рыночной экономике

1) Обеспечение экономического роста 2) Правовое регулирование экономики

3) Государственная фискальная политика 4) Создание условий экономической свободы

5) Обеспечение экономической безопасности и эффективности 6) Погашение государственного долга

В2. Что из перечисленного не относится к механизмам государственного регулирования рыночной экономики

1) Фискальная политика 2) Правовое регулирование 3) Расширение частного сектора

4) Монетарная политика 5) Использование преимущественно административных методов




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее