"Экологическое воспитание школьников на уроках географии и во внеурочное время""

Презентация по теме "Экологическое воспитание школьников" посвящена вопросам экологического образования и воспитания ребят на уроках географии и во внеурочное время. Даны советы и рекомендации о работе на уроках географии в разных классах по экологическому воспитанию школьников. Даную презентацию можно использовать на методических семинарах для коллег по данной теме.

Олимпиады: История 5 - 11 классы

Содержимое разработки

«Экологическое воспитание школьников на уроках географии и во внеурочное время» Составитель: В.В. Измайлова, учитель географии МБОУ СОШ № 20 г. Шахты

«Экологическое воспитание школьников на уроках географии и

во внеурочное время»

Составитель:

В.В. Измайлова, учитель географии

МБОУ СОШ № 20 г. Шахты

2017 год объявлен годом ЭКОЛОГИИ!  И это не случайно! Наша планета «Земля» страдает и гибнет от экологических катастроф!

2017 год объявлен годом ЭКОЛОГИИ!

И это не случайно!

Наша планета «Земля» страдает и гибнет от экологических катастроф!

«Стон Земли»…

«Стон Земли»…

Говорить сегодня об экологии, это значит говорить о спасении жизни!..

Говорить сегодня об экологии, это значит говорить о спасении жизни!..

Экология - это наука об охране природы. В переводе с греческого экология означает «дом», непосредственное окружение человека…  И весь этот наш дом нуждается в защите! Проблемы экологии стали самыми грозными после ядерной войны..

Экология - это наука об охране природы. В переводе с греческого экология означает «дом», непосредственное окружение человека…

И весь этот наш дом нуждается в защите! Проблемы экологии стали самыми грозными после ядерной войны..

Неизвестный китайский поэт еще в 500 году до нашей эры сказал : «Если вы думаете на год вперед – сейте зерна. Если вы думаете на десять лет вперед – сажайте деревья. Если вы думаете на сто лет вперед – воспитывайте человека!»…

Неизвестный китайский поэт еще в 500 году до нашей эры сказал :

«Если вы думаете на год вперед – сейте зерна. Если вы думаете на десять лет вперед – сажайте деревья. Если вы думаете на сто лет вперед – воспитывайте человека!»…

Экологическая культура как качество личности должна формироваться в процессе непрерывного экологического воспитания , основными звеньями которого являются:

Экологическая культура как качество личности должна формироваться в процессе непрерывного экологического воспитания , основными звеньями которого являются:

  • семья;
  • детские дошкольные учреждения;
  • школа;
  • внешкольные воспитательные учреждения;
  • воспитательная работа в летний период;
  • средства массовой информации;
  • самовоспитание.
География, как учебная дисциплина представляет собой единственный школьный предмет мировоззренческого характера. Она вместе с другими естественными науками формирует у школьников понятия «географическая оболочка», «жизненная среда», «биосфера», «ноосфера»….

География, как учебная дисциплина представляет собой единственный школьный предмет мировоззренческого характера. Она вместе с другими естественными науками формирует у школьников понятия «географическая оболочка», «жизненная среда», «биосфера», «ноосфера»….

Все это позволяет отнести географию к числу тех школьных предметов, на которые ложится особая ответственность не только за формирование у школьников гуманистического мировоззрения, воспитания патриотизма и любви к Родине, но и умений и навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем мире .

Все это позволяет отнести географию к числу тех школьных предметов, на которые ложится особая ответственность не только за формирование у школьников гуманистического мировоззрения, воспитания патриотизма и любви к Родине, но и умений и навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем мире .

На уроках географии и во внеклассной работе большое внимание уделяю общению ребят с природой, пробуждению у них радости от восприятия ее красоты.. Практически во всех разделах программы по географии затрагиваются вопросы экологического образования и воспитания.
  • На уроках географии и во внеклассной работе большое внимание уделяю общению ребят с природой, пробуждению у них радости от восприятия ее красоты..
  • Практически во всех разделах программы по географии затрагиваются вопросы экологического образования и воспитания.
5 – 6 класс Через все уроки географии в 5-6 классе красной нитью проходит экологическое образование и воспитание учащихся. При изучении темы «Горные породы» рассматриваются вопросы о последствиях добычи полезных ископаемых людьми, стихийно разработанных местах добычи песка и глины. Делая небольшое, на первый взгляд, безобидное углубление в земной коре люди не задумываются, что здесь через несколько лет будет овраг. Дети должны знать, что на пахотных склонах талые снеговые и дождевые воды не задерживаются. Их деятельность вызывает размыв почв и образование эрозионного рельефа. (Терриконы в г. Шахты – результат антропогенной деятельности чел.)

5 – 6 класс

Через все уроки географии в 5-6 классе красной нитью проходит экологическое образование и воспитание учащихся. При изучении темы «Горные породы» рассматриваются вопросы о последствиях добычи полезных ископаемых людьми, стихийно разработанных местах добычи песка и глины. Делая небольшое, на первый взгляд, безобидное углубление в земной коре люди не задумываются, что здесь через несколько лет будет овраг. Дети должны знать, что на пахотных склонах талые снеговые и дождевые воды не задерживаются. Их деятельность вызывает размыв почв и образование эрозионного рельефа. (Терриконы в г. Шахты – результат антропогенной деятельности чел.)

При изучении темы «Гидросфера» изучается Мировой круговорот воды в природе. Учащиеся должны понимать, какая вода возвращается в океан. Тему «Реки и озёра» можно изучать на краеведческом материале, выясняя экологические проблемы р. Дон.. Учащиеся должны знать, откуда берётся вода, которая течёт из водопровода в их квартирах. Экскурсии в природу формируют у учащихся устойчивые представления о взаимосвязях компонентов природы и показывают последствия деятельности человека. Целесообразно совмещать экскурсии и экологические десанты, в результате которых дети чувствуют себя активными участниками по сбережению природы.

При изучении темы «Гидросфера» изучается Мировой круговорот воды в природе. Учащиеся должны понимать, какая вода возвращается в океан. Тему «Реки и озёра» можно изучать на краеведческом материале, выясняя экологические проблемы р. Дон..

Учащиеся должны знать, откуда берётся вода, которая течёт из водопровода в их квартирах.

Экскурсии в природу формируют у учащихся устойчивые представления о взаимосвязях компонентов природы и показывают последствия деятельности человека.

Целесообразно совмещать экскурсии и экологические десанты, в результате которых дети чувствуют себя активными участниками по сбережению природы.

География материков и океанов - 7 класс – предполагает дальнейшее изучение экологической науки, чтобы продолжить формирование у детей значимости экологических знаний… Важно показать, что природа – колыбель человечества… При изучении материка или океана провожу большую работу по исследованию экологических проблем этого комплекса. Например, при знакомстве с природой Африки я выясняю, почему Сахара значительно расширила свою площадь, а площадь влажных экваториальных лесов и саванн сократилась , почему сократилась численность некоторых видов животных, а отдельные виды совсем исчезли с лица Земли.

География материков и океанов - 7 класс – предполагает дальнейшее изучение экологической науки, чтобы продолжить формирование у детей значимости экологических знаний… Важно показать, что природа – колыбель человечества…

При изучении материка или океана провожу большую работу по исследованию экологических проблем этого комплекса. Например, при знакомстве с природой Африки я выясняю, почему Сахара значительно расширила свою площадь, а площадь влажных экваториальных лесов и саванн сократилась , почему сократилась численность некоторых видов животных, а отдельные виды совсем исчезли с лица Земли.

При изучении природы океанов, рассматриваем вопрос о деятельности человека в океане , выделяем сразу несколько проблем, связанных с морским грузовым и пассажирским транспортом, зонами рекреации, центрами добычи природных ресурсов, определяем роль международного сотрудничества в деле охраны природы Мирового океана. Изучая природу северных материков, обращаю внимание детей на проявление экологических проблем в природных зонах тундры, тайги, смешанных лесов и их специфику…

При изучении природы океанов, рассматриваем вопрос о деятельности человека в океане , выделяем сразу несколько проблем, связанных с морским грузовым и пассажирским транспортом, зонами рекреации, центрами добычи природных ресурсов, определяем роль международного сотрудничества в деле охраны природы Мирового океана. Изучая природу северных материков, обращаю внимание детей на проявление экологических проблем в природных зонах тундры, тайги, смешанных лесов и их специфику…

Изучая в 7 классе тему «Типы климата» , ученики знакомятся с антропогенным влиянием на глобальные и региональные климатические процессы. Перед тем как начать беседу с учащимися о мерах, предупреждающих изменения климата , можно поставить следующие вопросы: Как изменяется состав воздуха в результате хозяйственной деятельности человека? Какое влияние оказывает загрязненный воздух на различные компоненты природы? К чему приводит исчезновение растительности с поверхности Земли? Чем объясняется, что загрязнение воздуха сказывается на территории, на тысячи километров удаленной от источника загрязнений? Какой из этого следует вывод?

Изучая в 7 классе тему «Типы климата» , ученики знакомятся с антропогенным влиянием на глобальные и региональные климатические процессы. Перед тем как начать беседу с учащимися о мерах, предупреждающих изменения климата , можно поставить следующие вопросы: Как изменяется состав воздуха в результате хозяйственной деятельности человека? Какое влияние оказывает загрязненный воздух на различные компоненты природы? К чему приводит исчезновение растительности с поверхности Земли? Чем объясняется, что загрязнение воздуха сказывается на территории, на тысячи километров удаленной от источника загрязнений? Какой из этого следует вывод?

На уроках в 8 классе при изучении темы «Климат» немало внимания уделяется практической направленности экологического образования. Можно провести мониторинги: «Определение запылённости воздуха вокруг школы в разных местах», «Подсчёт количества машин, проходящих за день около школы». Изучая ПЗ России , обязательно обсуждаем вопрос изменения этих ПК. Наши степи стали… полями с/х культур. В 9-10-11 классах старшеклассники способны самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение проектировать новые способы решений, а также представлять их в виде исследовательских работ , презентаций, публикаций.

На уроках в 8 классе при изучении темы «Климат» немало внимания уделяется практической направленности экологического образования. Можно провести мониторинги: «Определение запылённости воздуха вокруг школы в разных местах», «Подсчёт количества машин, проходящих за день около школы». Изучая ПЗ России , обязательно обсуждаем вопрос изменения этих ПК. Наши степи стали… полями с/х культур.

В 9-10-11 классах старшеклассники способны самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение проектировать новые способы решений, а также представлять их в виде исследовательских работ , презентаций, публикаций.

Основным направлением работы по формированию культуры природопользования является моделирование последствий вмешательства человека в природу. Рассматриваются природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях. Прогнозируются меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений. На уроках рассматриваем проблемы влияния отраслей хозяйства на окружающую природную среду , это – энергетика, сельское хозяйство, химическая, целлюлозно-бумажная промышленность и т.д.

Основным направлением работы по формированию культуры природопользования является моделирование последствий вмешательства человека в природу.

Рассматриваются природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях. Прогнозируются меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений. На уроках рассматриваем проблемы влияния отраслей хозяйства на окружающую природную среду , это – энергетика, сельское хозяйство, химическая, целлюлозно-бумажная промышленность и т.д.

Практически на каждом уроке желательно обращать внимание школьников либо на проблемы малой родины , при этом показывая их взаимосвязь: малая родина является частичкой большой родины – России, а та в свою очередь – частью земного шара или мирового сообщества. В настоящее время задача учителя географии заключается в том, чтобы сделать учебный процесс более значимым для учащихся пред­ставляющий непосредственный, жизненно важный интерес. Учебный процесс должен отражать реалии сегодняшнего дня , те события, которыми живет вся страна, а не быть, наоборот, изолирован от проблем современной жизни. Географическая наука позволяет рассматривать экологические и глобальные проблемы человечества в режиме «хорошо - плохо». ( например Цимлянское водохр.)

Практически на каждом уроке желательно обращать внимание школьников либо на проблемы малой родины , при этом показывая их взаимосвязь: малая родина является частичкой большой родины – России, а та в свою очередь – частью земного шара или мирового сообщества.

В настоящее время задача учителя географии заключается в том, чтобы сделать учебный процесс более значимым для учащихся пред­ставляющий непосредственный, жизненно важный интерес. Учебный процесс должен отражать реалии сегодняшнего дня , те события, которыми живет вся страна, а не быть, наоборот, изолирован от проблем современной жизни. Географическая наука позволяет рассматривать экологические и глобальные проблемы человечества в режиме «хорошо - плохо». ( например Цимлянское водохр.)

Широкой возможностью формирования экологической культуры является внеклассная работа .  Через кружки, клубы идёт углубление экологической культуры образования и воспитания школьников. Участие в проведении экологических экспедиций, акциях, играх, конкурсах подкрепляет знания на практике, что способствует расширению и углублению знаний учащихся и определяет их первые успехи. Всегда интересной является выставка работ, стенгазет, различных поделок…

Широкой возможностью формирования экологической культуры является внеклассная работа . Через кружки, клубы идёт углубление экологической культуры образования и воспитания школьников.

Участие в проведении экологических экспедиций, акциях, играх, конкурсах подкрепляет знания на практике, что способствует расширению и углублению знаний учащихся и определяет их первые успехи.

Всегда интересной является выставка работ, стенгазет, различных поделок…

Мероприятия, рекомендуемые для проведения в образовательных учреждениях: экологические акции и праздники: «День Воды» (22 марта), «День Земли» (22 апреля), «День птиц» (апрель), «День защиты диких животных» (15 октября). - ярмарки школьных экологических проектов; - конференции, круглые столы; - устные литературные журналы; - ролевые игры; - экологические эстафеты; - выставки детского творчества и фотовыставки; - экологические десанты;

Мероприятия, рекомендуемые для проведения в образовательных учреждениях:

  • экологические акции и праздники:

«День Воды» (22 марта), «День Земли» (22 апреля), «День птиц» (апрель), «День защиты диких животных» (15 октября).

- ярмарки школьных экологических проектов;

- конференции, круглые столы;

- устные литературные журналы;

- ролевые игры;

- экологические эстафеты;

- выставки детского творчества и фотовыставки;

- экологические десанты;

В нашей школе в 2017 г. был создан клуб «ЭКО». Мы работаем по направлениям. - начальная школа проводит выставки самых различных поделок учащихся из природного материала, из отходов пластика итд.. - среднее звено – это кружки, выпуски стенгазет, проведение конкурсов экологических агитбригад. - старшеклассники работают над проектами и исследовательскими работами, участвуют в городских , областных и Всероссийских конкурсах. Все ребята школы участвуют в субботниках, наводят порядок. Сажают деревья, кустарники, участвуют в озеленении школы. Наша школа носит имя Сапленкова В.И. Это ликвидатор Чернобыля. Мы ежегодно проводим экологическую конференцию 26 апреля, приглашаем чернобыльцев.

В нашей школе в 2017 г. был создан клуб «ЭКО».

Мы работаем по направлениям.

- начальная школа проводит выставки самых различных поделок учащихся из природного материала, из отходов пластика итд..

- среднее звено – это кружки, выпуски стенгазет, проведение конкурсов экологических агитбригад.

- старшеклассники работают над проектами и исследовательскими работами, участвуют в городских , областных и Всероссийских конкурсах.

Все ребята школы участвуют в субботниках, наводят порядок. Сажают деревья, кустарники, участвуют в озеленении школы.

Наша школа носит имя Сапленкова В.И. Это ликвидатор Чернобыля. Мы ежегодно проводим экологическую конференцию 26 апреля, приглашаем чернобыльцев.

Экологическая агитбригада «ЭКО»!

Экологическая агитбригада

«ЭКО»!

Мы на субботнике!   Уборка  школьного  двора, посадка деревьев…

Мы на субботнике!

Уборка школьного двора, посадка деревьев…

Для природы важнее всего — это везде чистоту соблюдать!!!

Для природы важнее всего — это везде чистоту соблюдать!!!

Экскурсия на Кавказ.  Город Сочи

Экскурсия на Кавказ. Город Сочи

Встреча с «чернобыльцами» … ликвидаторы чернобыльской катастрофы. поделились воспоминаниями о тех «черных днях» трагической весны 1986 года….

Встреча с «чернобыльцами»

… ликвидаторы чернобыльской катастрофы.

поделились воспоминаниями о тех «черных днях» трагической весны 1986 года….

Защита исследовательского проекта «Родники России» в Москве – Олейникова В., 10 кл.

Защита исследовательского проекта «Родники России» в Москве

Олейникова В., 10 кл.

Участие в областном фестивале юных экологов в Красном Сулине.

Участие в областном фестивале юных экологов в Красном Сулине.

Юные экологи на фестивале…

Юные экологи на фестивале…

Шахтинская делегация в проекте «Молодые защитники природы»

Шахтинская делегация в проекте

«Молодые защитники природы»

Эпоха неконтролируемого саморазвития системы «человек – природа» закончилась. Наступило время Разума, а ресурсом стало время. Поэтому мы должны использовать этот ресурс и воспитать экологически культурное поколение, чтобы быть безопасными за будущее планеты Земля. Мы должны воспитать умного, экологически грамотного человека, для которого принципы «Не навреди!», «Будь полезен!» являются жизненным девизом.

Эпоха неконтролируемого саморазвития системы «человек – природа» закончилась. Наступило время Разума, а ресурсом стало время. Поэтому мы должны использовать этот ресурс и воспитать экологически культурное поколение, чтобы быть безопасными за будущее планеты Земля.

Мы должны воспитать умного, экологически грамотного человека, для которого принципы «Не навреди!», «Будь полезен!» являются жизненным девизом.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее