Реализация технологии
деятельностного подхода
на уроках русского языка
в начальной школеЦель школы - формирование функционально грамотной личности. В научном понимании функционально грамотная личность – это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого круга жизненных задач в различных сферах деятельности. Говоря простым языком, под функционально грамотной личностью следует понимать человека, умеющего действовать, т.е. решать возникающие в жизни задачи, оставаясь при этом человеком.
Для достижения этой цели используется технология деятельностного подхода. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Остановлюсь на структуре урока и особенностях некоторых его этапов.
Структура урока в технологии деятельностного подхода
1. Орг. момент.
включение детей в деятельность;
выделение содержательной области.
Постановка учебной задачи.
актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
создание проблемной ситуации;
выявление и фиксирование в громкой речи:
где и почему возникло затруднение;
темы и цели урока.
Поставить учебную задачу – значит помочь учащимся самим сформулировать либо тему урока, либо сходный с темой вопрос, ответ на который выведет на тему урока. Если учащиеся 1-го класса учатся определять цель деятельности на уроке с помощью учителя, учатся работать по плану, предложенному учителем, то в 3-4 классах учащиеся самостоятельно формулируют цель урока после предварительного обсуждения, учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки.
Существует 3 возможности постановки учебной проблемы на уроке.
Создание проблемной ситуации (самый сложный, но и самый эффективный прием).
Подводящий к теме диалог (серединка на половинку, как по сложности, так и по развивающему результату).
Сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема (самый простой и менее полезный для развития интеллекта).
Приемы создания проблемной ситуации.
1. Классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. В результате возникают разные мнения.
2. Учитель дает задание, не выполнимое вообще. Оно не выходит, вызывая у школьников затруднение.
3. Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т. е. задание, не похожее на предыдущее. Не зная способа выполнения, ученики испытывают затруднение.
При постановке учебной задачи через проблемную ситуацию, учитель может столкнуться с двумя препятствиями:
когда ученики справляются с заданием. Задача учителя остается прежней: развернуть побуждающий диалог и помочь учащимся сформулировать тему. «Неужели решили? А я и не ожидала! Ведь примеры-то были новыми! Чем эти примеры не похожи на предыдущие?»
когда задание давалось фронтально всему классу и несколько человек с ним справились. «Чуть позже мы посмотрим, как вы это сделали. Но почему не решили остальные? Чем этот пример отличается от остальных?»
В громкой речи фиксируется, где и почему возникло затруднение. Завершается этап сообщением детьми темы и цели урока.
«Открытие» детьми нового.
организация самостоятельной исследовательской деятельности;
выведение алгоритма.
Учебная проблема поставлена и начинается 2-ой этап урока – поиск решения. Суть: учитель помогает ученикам открыть новое знание. Этот этап включает в себя 2 момента: выдвижение гипотезы и проверка гипотезы. Существует 2 варианта выдвижения и проверки гипотезы: последовательное и одновременное. В 1-ом случае гипотезы выстраиваются в очередь: сначала выдвигается и проверяется одна гипотеза, потом другая и так до решающей. «Какие есть идеи?» «Вы согласны?» Как эту мысль проверить?» Во 2-ом случае гипотезы выдвигаются все сразу, и только потом дело доходит до проверки. «Какие есть догадки? Какие еще будут идеи? Кто думает иначе?» Гипотезы лучше фиксировать, чтобы не забылись.
Рекомендации к проведению этапа.
Педагогу следует позаботиться о том, чтобы сначала проверялись ошибочные гипотезы.
Нежелательно, чтобы учитель лично проверял гипотезы
Может случиться так, что 1-ая выдвинутая гипотеза окажется решающей. Можно в качестве провокации подбросить ученикам ошибочную гипотезу.
При выдвижении гипотезы учитель нередко оставляет ее без внимания. Задача учителя заключается в том, чтобы любая гипотеза была проверена.
Этот этап является не только основным, но и наиболее трудоемким. Желательно начинать его не позднее 10-ой минуты.
Мы говорим, что ученик знает, когда он понимает материал и может его воспроизвести. Этап воспроизведения знаний не является обязательным, тем не менее, желателен, т. к.
за счет проговаривания углубляется понимание;
развивается речь.
Воспроизведение знаний должно носить творческий характер. Это может быть схема, таблица, символ, опорные слова, алгоритм. Задания на опорный сигнал лучше выполнять в классе перед практической частью. При этом можно организовать как индивидуальную, так и групповую работу. Далее организуется оценивание творческого продукта. Оценивание проводится через сравнение с результатами класса или с опорой на готовый образец в учебнике. В результате должен появиться тот опорный сигнал, который будет использоваться в практической части урока.
Даже далекому от педагогики человеку ясно, что дети лучше усваивают то, что открыли сами, а не то, что получили в готовом виде и зазубрили. Таким образом, проблемный урок обеспечивает тройной эффект:
качественное усвоение знаний;
развитие интеллекта и творческих способностей;
воспитание активной личности.
Первичное закрепление
выполнение заданий с проговариванием в громкой речи
Самоанализ и самоконтроль.
Итог урока. Рефлексия.
Деятельностный подход к обучению предполагает:
наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
1.Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели.
В начале урока мной была создана такая учебная ситуация, которая вызвала у детей потребность, желание узнать новые сведения и научиться ими пользоваться.
Учащимся было предложено стихотворение и ряд вопросов к этому стихотворению, на которые они должны были ответить. В результате учащиеся пришли к выводу, что существуют слова, которые относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос, являются одной и той же частью речи, являются одним и тем же членом предложения и произносятся с перечислительной интонацией. Но как называются такие слова? Отсутствие достаточных знаний создало необходимость их пополнения. Мной был использован следующий способ мотивации деятельности детей: наблюдения за фактами языка, для объяснения которых нужны новые сведения.
2.Выполнение действий для приобретения недостающих знаний.
Названное условие тесно связано с первым, оно как бы продолжает его: возникла необходимость в новой информации – предпринимаются шаги для её приобретения. Ученикам было предложено высказать предположение, попробовать самим ответить на вопрос: как же называются такие слова? А потом проверили свои предположения и уточнили ответ по слайду (учебнику).
3.Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений).
Основные усилия учителя были направлены на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия. Заботилась не просто о правильности решения той или иной конкретной задачи, не просто о правильности результата, а о правильном выполнении необходимого способа действия. Так как верный способ действия приведёт к верному результату. Учащиеся усвоили, что однородными членами предложения являются слова, которым свойственны все признаки однородных членов предложения. Т.е. прежде чем утверждать, что это однородные члены предложения, учащиеся должны выполнить ряд действий, а именно, проверить все признаки однородных членов предложения.
Формирование самоконтроля.
Четвертое условие деятельностного подхода к обучению связано с особой ролью в формировании умения проверять написанное. Дети после выполнения самостоятельного задания упражнялись в поиске и исправлении допущенных ошибок. На слайде был представлен правильный вариант выполнения задания, а учащиеся самостоятельно проверяли правильность выполнения того или иного задания.
Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Учащимся был предложен для выполнения задания текст, в который была включена жизненно-важная задача. А именно, что курение является причиной многих болезней. И от нас зависит, какой выбор мы сделаем. Мы пришли к выводу, что выбираем здоровый образ жизни.
Курение является вредной и опасной привычкой для здоровья. Это знают все. Но люди курят и отравляют свой организм никотином. Они не задумываются о страшных последствиях. Забывают о ядовитых веществах, содержащихся в табачном дыму. Ежедневно в России умирает 300 тысяч человек. Страшная и ужасная статистика. Помни, знай о вреде курения и борись с ним.
Вашему вниманию я предложила проект открытого урока в 4 б классе. Тема урока «Члены предложения бывают однородными». Тип урока – ввод новых знаний. Он построен в соответствии с учебной программой. Цель урока – формирование знаний и организация работы по усвоению учащимися основных понятий. Задачи:
Образовательная. Познакомить учащихся с понятием однородные члены предложения, с признаками однородных членов предложения; вспомнить склонение имён существительных, безударные гласные в корне слова, главные и второстепенные члены предложения.
Развивающая. Развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельное мышление, умение анализировать языковый материал, обобщать, делать выводы.
Воспитательная. Профилактика вредных привычек, формирование негативного отношения к курению.
Ученики этого класса очень подвижные, но работоспособные. Чтобы вызвать интерес учащихся к уроку мною была использована мультимедийная презентация.
Тип урока определил его структуру. При составлении урока я опиралась на структуру, которую предлагают авторы учебника русского языка, но внесла свои изменения. При организации деятельности учащихся, я применяла личностно-ориентированный метод обучения и прогнозировала формирование компетентностей (т.е. осознанное применение навыков). Таким образом, на представленном уроке я формировала надпредметные навыки: умение ставить и решать проблемы, рассуждать по аналогии, делать выводы на основе сравнений и обобщений.
Считаю, что выбранный тип урока является обоснованным для данного класса, так как при подготовке к уроку учитывались учебные и воспитательные возможности, интересы учащихся, уровень их подготовленности. Прогнозируемая структура урока сохранена. Время, отведённое на определённые этапы урока соответствовало запланированному. Использование аудиовизуальных методов обучения, которые рассчитаны на одновременную визуальную и аудиальную фиксацию информации было обоснованным и дало определённые результаты. Перед собой я ставила задачу – вызвать у учащихся как можно больше положительных эмоций, связанных с процессом обучения, и поэтому была использована мультимедийная презентация. Считаю, что её использование помогло визуалам качественнее усвоить и запомнить материал. Для лучшего восприятия аудиалами основные понятия, термины неоднократно повторялись и проговаривались детьми. Использование компьютерного тренажёра преследовало 2 цели:
отработка умений находить однородные члены, определять их синтаксическую функцию;
снятие умственного напряжения.
Данный тип урока позволил применить микрогрупповую и индивидуальную форму учебной деятельности. Считаю, что образовательные и развивающие задачи урока выполнены.
Так же с целью «Профилактики вредных привычек», я перед собой ставила воспитательную задачу: формирование негативного отношения к курению. Эта задача была реализована через работу с текстом.
В конце урока была проведена рефлексия.
Учащимся были выставлены оценки за работу на уроке.
Считаю, что задачи выполнены, цели достигнуты. Урок состоялся.
Тема выступления
на педагогическом совете:
Реализация технологии деятельностного подхода на уроках русского языка в начальной школе.
Выступающий:
учитель начальных классов
II квалификационной категории
Серикова Светлана Анатольевна
Оренбург, 2011г.