«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Что такое профессия

Цели:

- ознакомление с принципом обоснованного выбора профессии, разумного планирования профессиональной карьеры с учётом потребностей личностного самоопределения в условиях реального рынка труда;

- познакомить учащихся с приоритетами интересов в получении профессий.

Задачи:

- начать подготовку девятиклассников к осознанному выбору профессии и путях продолжения образования;

- формирование навыков групповой работы, спора, рефлексии.

Вопросы, обсуждаемые в ходе урока:

Когда возникла «профессия». Профессия и образ жизни. Профессия и специальность. Истоки знаний о профессии. Где оказывается помощь молодежи по выбору профессии. Классификация профессий по характеру труда, по уровню квалификации, по жесткости требований к профессии, по отраслям хозяйства, по предмету труда.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Что такое профессия.

Цели:

- ознакомление с принципом обоснованного выбора профессии, разумного планирования профессиональной карьеры с учётом потребностей личностного самоопределения в условиях реального рынка труда;

- познакомить учащихся с приоритетами интересов в получении профессий.

Задачи:

- начать подготовку девятиклассников к осознанному выбору профессии и путях продолжения образования;

- формирование навыков групповой работы, спора, рефлексии.

Вопросы, обсуждаемые в ходе урока:

Когда возникла «профессия». Профессия и образ жизни. Профессия и специальность. Истоки знаний о профессии. Где оказывается помощь молодежи по выбору профессии. Классификация  профессий по характеру труда, по уровню квалификации, по жесткости требований к профессии, по отраслям хозяйства, по предмету труда.

Оборудование: презентация по теме урока.

Ход урока:

Ни один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни, сам. Но так было не всегда.

Первобытный человек, чтобы выжить, должен был сам добывать себе пищу, изготовлять одежду, строить жилище, защищаться от врагов. По мере того, как развивалось человеческое общество, в нем происходило общественное разделение труда. Первое крупное разделение труда связано с тем, что одни люди или целые племена стали заниматься преимущественно скотоводством, другие - земледелием. Скотоводы и земледельцы не могли обойтись друг без друга, ведь у одних были в избытке продукты скотоводства, но не было продуктов земледелия, у других наоборот. В результате возник обмен продуктами труда.

Выделение различных ремесел, на основе которых возникла в дальнейшем промышленность, знаменует собой второе крупное разделение труда. Оно также было связано с обменом продуктами труда между ремесленниками, скотоводами и земледельцами.

Постепенно обмен разнообразными продуктами становился все более сложным, а объем его увеличился настолько, что произошло третье общественное разделение труда: выделились специалисты по обмену - торговцы, купцы.

Развитие человеческого общества сопровождалось также отделением производства духовных ценностей (научных, художественных) от производства материальных.

В современном обществе существуют десятки тысяч видов труда. Каждый из них со всей системой его требований к человеку можно назвать профессией.

Понятие «профессия» имеет в литературе много трактовок. 

- профессия - это занятие, требующее специальной подготовки, которое человек практикует регулярно и которое служит ему источником средств к существованию; 

- профессия объединяет группу людей, занимающихся однотипной деятельностью, внутри которой устанавливаются определенные связи и нормы поведения; 

- профессия выступает как особая форма социальной организации трудоспособных членов общества, объединенных общим видом деятельности и профессиональным сознанием; 

Несколько определений приводит в своих работах Е.А. Климов. Наиболее полным является следующее: «Профессия - это необходимая для общества, социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития». Уточняя это объемное определение, Е.А. Климов характеризует профессию как общность, деятельность, область проявления личности и как исторически развивающуюся систему.

Приведем еще одно его определение: «С точки зрения общества профессия - это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности, профессиональных особенностей личности, могущих обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении нужного обществу значимого результата, продукта». Более узкое определение профессии с точки зрения конкретного человека приводит В.Г. Макушин: профессия - это деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию.

Обобщение имеющихся трактовок позволяет дать следующее определение. Профессия – это исторически возникшие формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессионально важные качества.

В англоязычной среде различают понятия «профессия» (ргоfession) и «занятие» (оссupation).

Термин «профессия» применяется лишь к небольшому кругу высокостатусных видов профессиональной деятельности. Все другие виды деятельности относятся к специальностям или видам работы, занятий.

В отечественной литературе принято отделять понятия «профессия» и «специальность». Профессия – понятие более широкое, чем специальность, ее отличительными признаками: помимо профессиональной компетентности, являются также социально-профессиональная компетенция, профессиональная автономия, самоконтроль, групповые нормы и ценности. Профессия, как правило, объединяет группу родственных специальностей. Например, профессия - врач, специальности - терапевт, педиатр, окулист, уролог и др.; профессия – инженер, специальности – конструктор, технолог, металлург и др.; профессия – слесарь, специальности - сантехник, электрослесарь, слесарь-инструментальщик и др.

Специальность - это комплекс приобретенных путем профессионального образования, подготовки и в процессе работы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии.

Таким образом, специальность – один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, направленный на достижение более частных или промежуточных результатов либо на достижение общих результатов специфическими средствами.

В истории развития цивилизации разделение труда на профессиональные виды деятельности наблюдается уже до нашей эры в Египте, Древней Греции, Римской империи и других развитых государствах. Существенная дифференциация труда произошла в эпоху промышленной революции. Последующий научно-технический прогресс привел к значительному обновлению и увеличению номенклатуры профессий. В официальном справочнике США в 1965 г. в алфавитном порядке были приведены характеристики 21 741 профессии и около 40 000 специальностей. В Международный стандарт классификации профессий в 1988 г. было занесено 9333 профессии. Единый тарифно-квалификационный справочник объединяет около 7000 профессий и специальностей. Эти специальные документы отражают профессиональную ситуацию, сложившуюся ко времени их составления. Опубликованные же справочники в момент выхода их в свет уже нуждаются в корректировке, так как мир профессий весьма динамичен. Постоянно возникают новые профессии, содержание труда действующих профессий обновляется, отмирают профессии низкоквалифицированного труда, появляются совмещенные и интегрированные профессии и специальности. 

Давайте немного отвлечемся и попробуем, может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя 3 фигуры (на слайде) - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из10 элементов. Должны быть использованы все 3 вида фигуры.

Теперь подсчитайте кол-во треугольников. Слушайте ключ:

1 тип – 6 - 8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией

2 тип - 5 треугольников - Ответственный исполнитель,хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

3 тип - 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

4 тип - 3 треугольника. Тип учёного. Рационален, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

5 тип - 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует всё новое и необычное.

6 тип - 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Заключительный этап. Рефлексия.

1 задание. Сегодня, мы с вами научились отличать профессию от специальности и чтобы закрепить изученный материал, я предлагаю вам выполнить следующие задание. Перед вами два столбика «профессия» и «специальность», под каждым столбиком перечислены профессии и специальности. Ваша задача проверить и если нужно исправить ошибки в столбцах. Проверьте, правильно ли я заполнила графы таблицы?

Профессия

Специальность

ветеринар

врач

сантехник

повар

инженер

конструктор

кондитер

слесарь

дефектолог

учитель

педиатр

хирург

Обсуждение.

2 задание. Назовите специальность на каждую букву алфавита:

А

Ж

Н

Ф

Б

З

О

Х

В

И

П

Ц

Г

Й

Р

Ч

Д

К

С

Э

Е

Л

Т

Ю

Ё

М

У

Я



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее